n6lN2ZhN2Fc

Профессиональная самореализация выпускников факультета психологии и их ретроспективные оценки полученного образования (по материалам Интернет-опроса, проведенного в КГУ им. К.Э. Циолковского)

И.П. Краснощеченко, Р.Б. Тарамакин 

Аннотация: в статье представлены результаты Интернет-опроса выпускников факультета психологии Калужского государственного университета им. К.Э.Циолковского. Отражены в обобщенном виде сведения о характере и содержании работы, регионах проживания, показаны ретроспективные оценки выпускниками полученного психологического образования. 

Ключевые слова: Интернет-опрос, профессиональная подготовка будущих психологов, факультет психологии, психологическое образование, оценка качества образования, удовлетворенность полученным образованием, удовлетворенность работой.

Abstract:  The article contents the results of the Internet survey of graduates of Psychology department of the KalugaTsiolkovskyStateUniversity. There are  generalized information on the scope, region, retrospective valuation of the resulting psychological education, job satisfaction.

Подготовка к празднованию 20-летия факультета психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, с 1993 года осуществляющего профессиональную подготовку студентов-психологов, стала весомым поводом для осмысления результатов деятельности коллектива преподавателей и сотрудников факультета психологии за прошедший период. Следует отметить, что проблема оценки деятельности вуза  и его подразделений является весьма многозначной и разноаспектной. Обсуждению механизмов и инструментов оценки различных аспектов деятельности вуза в последние годы посвящены работы многих современных исследователей, в частности,  А.В. Жаворонковой [1], С.Б.  Ильчук [2],  М.Н. Луневой [3], Е.В. Черемискиной [5] и др. Комплексная оценка деятельности вуза в настоящее время проводится Рособрнадзором каждые пять лет, а оценка Министерством образования и науки РФ российских государственных высших учебных заведений получает отражение в  ежегодном рейтинге вузов.

Анализ литературы показывает, что в настоящее время не сформирован  однозначный подход к пониманию того, какие критерии оценки обеспечивают ее объективность, корректность, точность. Результаты работы вуза и его подразделения – факультета – оцениваются с помощью разных критериев, например, учитывается востребованность выпускников на рынке труда и их трудоустройство после завершения высшего образования, доля выпускников, работающих по профессии, используется экспертная оценка их деятельности работодателями, предлагается учитывать средний уровень зарплаты выпускников (что весьма затруднительно в условиях действия Закона о персональных данных), рассматриваются ретроспективные оценки выпускников по отношению к полученному образованию и т.д.

Одним из важных инструментов оценки деятельности образовательного учреждения, как показывает анализ литературы, является его оценка выпускниками и их работодателями. Данный инструмент рекомендован в нормативных документах, в том числе и в Федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения.

Стремление оценить результаты деятельности факультета психологии  КГУ им. К.Э.Циолковского за прошедшие 20 лет  работы обусловило проведение опроса обучавшихся в разные годы студентов с целью выявления их мнений и оценок полученного образования, достижений в профессиональной сфере, возможностей, которые психологическое образование открыло на пути их профессиональной самореализации,   удовлетворенности достигнутыми результатами.

Учитывая, что за 20 лет существования в период с 1993 по 2013 год факультет подготовил 15 выпусков, общая численность которых составила чуть менее 800 человек, большинство из которых сменили фамилию, место проживания, контакты с которыми утрачены, было принято решение использовать ресурсы социальных сетей Инернет-пространства («Одноклассники», «ВКонтакте», «Facebook»), регистрация и идентификация участников которых предполагает размещение информации о месте получения образования,  в том числе и высшего.

Исследование проводилось в форме Интернет-опроса с использованием он-лайн инструментов компании Google, обеспечивающих удобную, комфортную форму предъявления анкеты участникам, а также предоставляющих возможность автоматического получения сводной таблицы, легко экспортируемой в Exсel-формат для последующей обработки результатов. Анкета была размещена на сайте факультета психологии – psihfak.ru, ссылки на нее также были представлены в существующих группах факультета в социальных сетях – Вконтакте, Facebook, Twitter.

Организаторы опроса (студенты факультета психологии КГУ им. К.Э.Циолковского — М. Балабкина, А. Комарова, Ю. Сухова, М. Сушкова, А. Леонтьев)   находили в социальных сетях бывших выпускников факультета, посылали им запрос на установление  контакта, в случае положительного ответа — следующим шагом было отправление письма с приглашением ответить на вопросы Интернет-анкеты в связи с предстоящим празднованием 20-летия факультета, ссылка на анкету размещалась в письме и обеспечивала возможность выпускникам быстро и комфортно выходить на соответствующую страницу и отвечать на вопросы.

Разработанная анкета включила 4 блока вопросов: 1) социально-демографический (фамилия, имя, отчество на данный момент и та фамилия, под которой обучались в ВУЗе; семейное положение, наличие  детей; страна и город проживания на данный момент); 2) сведения об обучении на факультете —  годы обучения, полученная специализация; вопросы о наиболее значительных событиях, оставшихся в памяти, о преподавателях и студентах, оказавших влияние на профессионально-личностное становление; 3) информация о профессиональной самореализации — сфера деятельности на момент опроса; занимаемая должность, получено ли дополнительное образование, есть ли ученая степень, наиболее значительные достижения за период после окончания факультета; 4) ценностный блок — вопросы о том, разделяют ли выпускники  гуманистические ценностные ориентации в настоящее время и согласны ли с утверждением, что на их формирование оказало влияние психологическое образование.

Оценочные вопросы, выявляющие удовлетворенность полученным образованием, работой, жизнью,  располагались в анкете в соответствующих блоках. Оценка полученного на факультете образования проводилась по десятибалльным шкалам семантического дифференциала: «бесполезное – полезное», «непрактичное – практичное», «неинтересное – интересное», «некачественное – качественное», «дискомфортное – комфортное», «пассивное – активное», «легкое – трудное», «бесперспективное – дающее перспективу», «ограничивающее возможности – открывающее возможно-сти». Для уточнения степени удовлетворенности полученным образованием, в анкету были добавлены вопросы о том, повторил ли выпускник свой выбор психологического образования и обучения именно на факультете психологии КГПУ/КГУ, если бы пришлось выбирать вновь.

Представим основные результаты исследования

Социально-демографические сведения об участниках опроса

Интернет-опрос проводился в период с 8 марта по 30 апреля 2013 г. Всего в опросе приняли  участие 232 человека, что составило более одной четвертой от общего количества выпускников, получивших образование на факультете за годы его работы.

Труднее всего было найти  выпускников первых лет.  Чем позднее поток студентов завершал обучение на факультете по отношению к настоящему времени, тем больше его выпускников участвовало в анкетировании. Данный факт, по нашему мнению, объясняется высокой активностью студенческой молодежи в социальных сетях в условиях их динамичного развития в последние годы, поскольку установленные в студенчестве Интернет-контакты молодежь, как правило,  продолжает поддерживать и после окончания университета.

Количественная представленность выпускников разных лет в опросе имеет следующий вид. Из выпускников 1998-2002 гг. в опросе участвовало – 40 человек; из тех, кто завершил обучение в  2003-2008 гг. – 80 человек, среди выпускников 2009 — 2012 гг. в анкетировании участвовало 112 человек.

Рис. 1. Распределение выпускников - участников опроса по годам выпусков

Рис. 1. Распределение выпускников — участников опроса по годам выпусков

Полученная в анкетах информация о местожительстве выпускников позволила констатировать, что 96,8% опрошенных выпускников проживают в России. Среди иностранных государств, в которых проживают в настоящее время выпускники факультета – Казахстан, Германия,  Великобритания, США, Мальта, Австрия, Канада, Украина.

География проживания в России тоже весьма разнообразна: более половины — 63,5% — в Калуге; 12,1% — в Москве; 3,1% — в Обнинске; 9,4% — в других городах Калужской области. Места проживания выпускников за пределами Калужской области – Подольск, Протвино, Наро-Фоминск Московской области, п. Видяево Мурманской области, Нововоронеж, Орел, Оренбург, Рязань, Тюмень, Санкт-Петербург,  Сургут, Смоленск, Тула, пос. Беринговский Чукотской АО и др.

Рис. 2. Распределение участников опроса по территории проживания

Рис. 2. Распределение участников опроса по территории проживания

Сведения об обучении на факультете  и оценка полученного образования

Среди участников опроса:

  • 28,8% —  обучались по специализации психология управления,
  • 21,9% — по экономической психологии,
  • 20,7% — по психологии здоровья,
  • 19,8% — по юридической психологии,
  • 3,9% — по психологии образования,
  • 1,3% — по промышленной психологии,
  • 2,1% обучались по двум специализациям одновременно (3 выпускников – по специализациям «юридическая психология»+ «психология образования», 1 – «психология образования» + «психология управления» и 1 – «психология образования» + «промышленная психология»).
Рис. 3. Распределение участников опроса по специализации

Рис. 3. Распределение участников опроса по специализации

Использование шкал семантического дифференциала для оценки полученного психологического образования показало следующее. Высокие оценки выпускников преобладают по шкалам «неинтересное — интересное», «некомфортное — комфортное», «пассивное — активное», «бесполезное-полезное». Так, 83,1% выпускников оценили психологическое образование как интересное, 78,5% — как комфортное, 76,3% —  как активное,  75,8% — как полезное. По данным шкалам низкие оценки выставлены не более чем 3,8% от числа опрошенных.

Несколько ниже оценки полученного образования по шкалам «непрактичное практичное», «бесперспективное – дающее перспективу», «ограничивающее – открывающее возможности». В частности, по шкале «ограничивающее – открывающее возможности» высокие оценки поставили 68,5% опрошенных выпускников,  31,0% — средние оценки. По шкале «бесперспективное – перспективное» — высокие оценки выставили 59,4% участников опроса, средние – 36,2%. По шкале «непрактичное  – практичное» высокие оценки выявлены в ответах чуть более половины опрошенных (54,3%), средние оценки  — у 40,9% выпускников.

По шкале «легкое – трудное» средние оценки полученного психологического образования преобладают в ответах 64,6% опрошенных выпускников. Как трудное полученное образование оценили 20,7%,  как легкое – 13,3%.

В анкету были включены два взаимосвязанных вопроса «Разделяете ли Вы гуманистические ценности?» и «Считаете ли Вы, что под влияние психологического образования у Вас образовались гуманистические ценности?». Подавляющее большинство выпускников дали положительные ответы («да» и «скорее да») на первый из двух данных вопросов — 93,5% опрошенных подтвердили, что разделяют гуманистические ценности. Несколько менее однозначными были ответы на вопрос о влиянии психологического образования на формирование гуманистических ценностей – чуть более трех четверых опрошенных согласны с данным утверждением (76,2%), 14,3% — затруднились ответить, 9,5% участвовавших в опросе выразили несогласие с утверждением.

Полученные данные результаты мы объясняем тем, что выпускники, затруднившиеся ответить на вопрос, а также некоторые не согласные с позицией о том, что гуманистические ценности формируются под влиянием психологического образования, считают, что существует другая причинно-следственная связь – выбор психологического образования уже является следствием сформированных на более ранних этапах развития личности гуманистических ценностей.

На вопрос «Если бы вы могли вернуться в прошлое в ситуацию выбора профессии, приняли бы решение о получении психологического образования?», включенный в анкету для получения дополнительной информации об удовлетворенности выпускников полученным образованием,  87,6% — дали положительный ответ (включая ответы «да, однозначно» и «скорее да»), 8,6% — выразили отрицательное мнение, 3,8% — затруднились ответить.

Рис.4. Распределение ответов выпускников на вопрос: «Если бы вы могли вернуться в прошлое в ситуацию выбора профессии, приняли бы решение о получении психологического образования?

Рис.4. Распределение ответов выпускников на вопрос: «Если бы вы могли вернуться в прошлое в ситуацию выбора профессии, приняли бы решение о получении психологического образования?

Причем среди выпускников первых пяти выпусков положительный ответ дало 82,5% опрошенных, отрицательное мнение выразили 7,5%. Среди опрошенных выпускников 2003-2007 гг. 84,8% по данному вопросу дали положительный ответ, отрицательный – 11,6%. Выпускники последних пяти выпусков оказались еще более лояльными полученному образованию, среди них 93,7% указали на готовность повторить осуществленный выбор психологического образования.

Отвечая на вопрос «Если бы Вы вернулись в прошлое в ситуацию выбора профессии, приняли бы Вы решение о поступлении именно на факультет психологии КГПУ\КГУ?», три четверти участвовавших в опросе выпускников (75,9%) заявили о готовности повторить свой выбор затруднились ответить — 14,3% и отказались бы повторить выбор – 9,8%.

Вопрос о наиболее запоминающихся событиях студенческой жизни по форме был открытым, вследствие чего позволил получить обширный материал для  анализа. С помощью контент-анализа и сравнительного анализа полученного материала нами были выявлены как сходства, так и отличия в ответах выпускников факультета разных лет.

Общими в ответах выпускников разных лет являются такие референты, как «подготовка и сдача зачетов, экзаменов», «насыщенная учебная деятельность», «интересные тренинги», «интересные практикумы», «интересные лекции», «теплая атмосфера на факультете», «Студенческая весна», «Капустники», «Посвящение в студенты», «экскурсии по экологии», научные конференции, «общежитие», «психологические олимпиады школьников»  и т.д.

Различия в ответах выпускников разных лет отражают особенности обучения в определенные периоды. Так, специфический референт «Обучение в Обнинске»   встречается в ответах выпускников, получавших образование в течение первых лет работы факультета. В ответах студентов первых десяти выпусков самую высокую частотность имеют референты «Белинка» (Областная научная библиотека им. В.Г.Белинского), «Карповка» (сквер им. Карпова, расположенный напротив учебного корпуса).  В то же время в ответах выпускников последних пяти лет «Белинка» не упоминается, что обусловлено тотальным переходом в последние годы к использованию Интернет-ресурсов, в связи с чем резко сократилась посещаемость студентами Областной библиотеки. Нет среди ответов выпускников последних лет и упоминаний о «Карповке» в связи с переездом факультета в 2009 году в новый учебный корпус, удаленно расположенный по отношению к излюбленному прежними потоками студентов месту неформального общения – сквера им. Карпова.

В то же время выпускники, обучавшиеся в течение последних десяти лет, среди наиболее запомнившихся событий особенно часто упоминают «Тренинг успешного студенчества», «ЛУС — Лагерь успешного студенчества», «ЗПШ»,  «ЛПШ» (Зимние и летние психологические школы), проведение которых стало традицией факультета именно в данный  период.

Профессиональная самореализация выпускников

Анализ полученных в Интернет-опросе результатов показал, что профессиональная деятельность выпускников разных лет осуществляется в разнообразных сферах.  Наиболее частым является указание на  сферу  культуры/ образования/ государственной службы – в ответах 34% опрошенных. 7,8% указали  на деятельность в сфере маркетинга и рекламы; по 5,2% выпускников назвали сферы  управления персоналом,  услуг, а также финансы и страхование; 3,4% -IT / Интернет-услуги,  2,5% — топ-менеджмент  и  др.

Рис.5. Распределение выпускников по сфере проф. деятельности

Рис.5. Распределение выпускников по сфере проф. деятельности

Анализ должностных позиций, согласно данным опроса, показывает, что 43,9% участвовавших в опросе выпускников занимают должностные позиции, непосредственно связанные с полученным психологическим образованием: психологи, педагоги-психологи, старшие психологи, психолог воинской части военно-морского флота, медицинский психолог, эксперты-психологи-криминалисты, специалисты кадровых служб организаций, специалисты по отбору и обучению, развитию персонала,  HR-менеджеры, преподаватели психологии в вузах и ссузах т.д. Среди выпускников есть советник Президента РФ по вопросам миграционной политики, Советник Губернатора Одесской области (Украина), несколько человек являются руководителями (в т.ч. генеральными директорами) компаний.

44,4% опрошенных после окончания университета получили дополнительное образование в разных формах и по разным направлениям. В частности, 10 человек завершили обучение по программе «Клиническая психология», 18 – по «управлению персоналом», юридическое образование получили 5 человек, обучались по программе «финансовый менеджмент» — 4, работе на полиграфе – 2 человека, прошли переподготовку по программе «переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и бизнес-английский – по 4 человека и др.  Среди участвовавших в Интернет-опросе – 3 выпускников имеют ученые степени кандидата психологических наук, 2 – философских наук, 1 – юридических наук, 2 – степень МBA, 4 —  в настоящее время обучаются в аспирантуре.

Удовлетворенность работой измерялась по 10-баллной шкале и представлена на рисунке 6.

Рисунок 6.  Удовлетворенность выпускников факультета работой в настоящее время

Рисунок 6. Удовлетворенность выпускников факультета работой в настоящее время

Обозначения: 1 – минимальная удовлетворенность,
10 – максимальная удовлетворенность.
 

Приведенная к трехуровневой градации шкала удовлетворенности  (с уровнями — низкий, средний, высокий), имеет следующее распределение: практически две трети (65,8%) опрошенных констатировали высокий уровень удовлетворенности работой в настоящее время, (30,8%) — менее одной трети — средний уровень, 3,4% опрошенных выпускников выразили низкую удовлетворенность работой  (См.: Рис.7).

Рис. 7. Удовлетворенность работой в настоящее время

Рис. 7. Удовлетворенность работой в настоящее время

Обращает внимание тот факт, что выявлены статистически значимые различия в оценке удовлетворенности своей работой в настоящее время в зависимости от года окончания университета. Среди выпускников первых пяти выпусков  факультета (1998, 1999, 2000, 2001 и 2002 гг.) те, кто высоко оценил удовлетворенность своей работой, составляют более трех четвертых выборки (77,5%). Среди выпускников 2003-2007 г.г. высокий уровень удовлетворенности  работой отмечен у 65%  участников опроса. В выборке завершивших обучение в последние пять лет —  с 2008 по 2012 гг. – выпускники с высоким уровнем удовлетворенности работой на момент опроса составили 60,7%.

Рис. 8. Удовлетворенность работой в настоящее время   (результаты, приведенные к трехуровневой шкале)

Рис. 8. Удовлетворенность работой в настоящее время
(результаты, приведенные к трехуровневой шкале)

Выявленные различия, вероятно, следует объяснить тем, что для более значительных карьерных и профессиональных достижений выпускников, которые дают основания для их более высокой удовлетворенности, требуется более продолжительное время после окончания вуза. У тех выпускников, кто совсем недавно завершил обучение в вузе, времени на значительные достижения было недостаточно, достигнутое не в полной мере отвечает притязаниям выпускников, что и получило отражение в несколько менее высоких оценках удовлетворенности работой.

Итак, Интернет-опрос позволил получить сведения о профессиональной самореализации одной четвертой от числа выпускников факультета психологии Калужского государственного университета им. К.Э.Циолковского за годы его существования. Большинство опрошенных выпускников выражают удовлетворенность полученным на факультете психологическим образованием, которое обеспечило им возможность трудоустройства и самореализации не только непосредственно в сфере психологической деятельности, но во многих других областях,  прежде всего, связанных с работой людьми. Выпускники высоко оценили полученное образование по шкалам «интересное», «комфортное», «активное», «полезное». Вспоминая наиболее значительные события в студенческой жизни, бывшие выпускники отметили разные стороны образовательного процесса: насыщенную учебную деятельность,  интересные тренинги, практикумы, лекции, теплую атмосферу на факультете, научные конференции, творческие мероприятия, психологические олимпиады школьников, которые на протяжении многих лет проводятся на факультете.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что сложившаяся на факультете психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского система профессиональной подготовки, наработанные традиции и опыт, являются основанием для дальнейшего успешного развития и качественной подготовки выпускников в  изменяющихся условиях российского общества и образования с учетом запросов Калужского региона.

Использованная литература:

  1. Жаворонкова А.В. Бизнес-образование для сотрудников (польза от получения степени  МВА и проблемы) // Управление персоналом. 2005. № 2. С. 49-52.
  2. Ильчук С.Б. Востребованность выпускника на рынке труда как индикатор эффективной деятельности современного вуза. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. 11. № 1. С. 191-200.
  3. Лунева М.Н. Взаимодействие субъектов рынка труда и субъектов рынка образовательных услуг. // Научные труды Вольного экономического общества России. 2012. Т. 166. С. 571-577.
  4. Работодатели и система высшего образования (по данным Левада-центра) // Вопросы образования. Т. 1, 2013. С.174-182.
  5. Черемискина Е.В. Инновационный подход к определению рейтинга вуза // Инновации в непрерывной образовании. № 5, 2012. С. 66-71.

Сведения об авторах:

Краснощеченко Ирина Петровна – доктор психологических  наук, доцент, декан факультета психологии Калужского государственного университета им. К.Э.Циолковского.

Тарамакин Роман Борисович – преподаватель кафедры общей и юридической психологии Калужского государственного университета им. К.Э.Циолковского.

About authors:

Krasnoshechshenko I.P. — doctor of psychology sciences, head of Psychology department of the Kaluga Tsiolkovsky State University.

Taramakin R.B. — Senior Lecturer, Department of General and Legal Psychology Kaluga Tsiolkovsky State University,