VPRS06Ejs2k

Психология вождения

Быть хорошим водителем означает не только способность уверенно управлять автомобилем и иметь хорошие рефлексы — важны тактичное отношение к другим водителям, а также умение анализировать и предвидеть опасности на дороге. Всем автомобилистам знакомы прописные истины: перед поездкой спите не менее семи часов; не принимайте успокоительных лекарств; не пытайтесь проехать 500-600 км сразу; если можете, обходитесь без ночных поездок; если курите в автомобиле, то почаще проветривайте салон; не переедайте перед дорогой. А вот еще несколько советов, которые подготовил для вас психолог Роман ТАРАМАКИН.

Как сядешь, так и поедешь!

При правильной и удобной посадке человек не устает. Поэтому начинать подготовку к движению нужно с настройки сидения. Отрегулируйте его как следует, так, как вам нужно именно сегодня. Уверенно держитесь за руль. Плечи должны быть расправлены, чтобы позвоночник не уставал. Ремень безопасности не должен сковывать движений. Удобно расположились? Ну тогда в путь!

Не езди пьяным!

Водитель, который выпил, не обладает больше способностями, необходимыми для того, чтобы уверенно управлять автомобилем: мозг дает неправильные оценки происходящему, реакция становится замедленной и беспорядочной, восприятие — менее четким, менее быстрым, теряется ловкость и точность. Как следствие — возрастает опасность ДТП. А оно вам надо?

Будь здоров!

Если приходится управлять автомобилем, несмотря на недомогание, отдавайте себе отчет в снижении ваших способностей. В такой ситуации ваше внимание рассеяно, быстро возрастает нервозность. Необходимо снизить скорость, отказаться от опасных манёвров и даже останавливаться для отдыха. Тише едешь — дальше будешь!

Планируй маршрут!

Знайте свой маршрут, будьте информированы о погодных и дорожных условиях, таких, как аварии, пробки, дорожный ремонт (например я читаю твиттер «Пробки в Калуге») — это поможет вам избежать многих неприятностей.

Сходи, прогуляйся!

Легкое утомление (3-5 часов непрерывной езды) снимается небольшим отдыхом, умыванием, купанием, разминкой, крепким чаем или кофе. Для средней и тяжелой степени усталости все это бесполезно, поможет только сон. Пожалуйста, постарайтесь, чтобы сон застал вас не за рулем.

Двигайтесь с меньшей, чем обычно, скоростью и с большей дистанцией. Монотонность движения усыпляет, поэтому меняйте скорость каждые 15-20 мин, не смотрите в одну точку, чаще перемещайте свой взгляд, откройте окно. Это даст возможность не привыкать к скорости и сохранять активность. В крайнем случае, если глаза закрываются, можно съехать на обочину и поспать полчаса.

Не поддавайся стрессу!

31 из 40 погибших водителей испытал незадолго до гибели эмоциональный стресс: семейную ссору, конфликт на работе, известие о гибели близкого человека и т. п. Совсем исключить стрессовые ситуации невозможно, но не поддаваться их пагубному влиянию — в вашей власти. Для этого надо освоить приемы саморегуляции и аутотренинга.

Будь терпелив!

Многие отмечают возрастающее напряжение при вождении, возникающее из-за напряженности уличного движения. Важно — корректно вести себя по отношению к другим. Водитель, который беспрестанно обвиняет других, не является действительно хорошим водителем. Здесь нужно руководствоваться правилом — не делай другим того, чего не хотелось бы, чтобы сделали тебе.

Выучи ПДД!

Водителю необходимо не только выучить Правила дорожного движения и знать их буквально, но и глубоко понять причины их применения, научиться мыслить логически, в определенном алгоритме. Это поможет сориентироваться там, где вы вдруг что-то подзабыли.

Продолжай учиться!

Доведите навыки управления автомобилем до автоматизма, чтобы не отвлекаться от контролирования дорожных условий. Научитесь маневрировать в ограниченном пространстве, ездить по хорошим и плохим дорогам, летом и зимой, двигаться в потоке автомобилей, не мешая другим. Автоматически держите в поле зрения картинку обзора с зеркал заднего и бокового вида. Натренируйтесь в противоаварийных приемах управления, необходимых для движения в сложных условиях, связанных с потерей устойчивости и управляемости. Водительский опыт, приобретенный за годы, заключается в выработке таких условных рефлексов.

Стань психологом!

Учитывайте свои психологические особенности! Зная свой характер, темперамент, скорость усвоения знаний, темпы выработки новых привычек и собственные возможности в сложных ситуациях, научиться управлять автомобилем можно эффективнее.

Безопасность человека во многом зависит от настроения или, на языке психологов, психоэмоциональных факторов. Важно понять и оценить собственное настроение, состояние, отношение к окружающим, то есть определить «врагов безопасности» и научиться с ними справляться.